МАЛМЫЖ (Из Энциклопедии Земли Вятской – т.1)

МАЛМЫЖ (Из Энциклопедии Земли Вятской – т.1)

Основан во второй половине XVI века. Центр одноименного района. Расположен в южной части области на р.Шошме (приток р.Вятки). Через город проходит автомагистраль Киров - Вятские Поляны, расстояние по ней до г.Кирова около 300 км, до ближайшей железнодорожной станции Вятские Поляны - 57 км.

Население - 10,5 тыс. человек (1993 г.)

Перефразируя известное выражение о Вятской земле историка Н.И.Костомарова, можно с уверенностью сказать, что нет ничего в вятской истории темнее Малмыжа и округи его. Причина этого отчасти кроется в том, что до конца XVIII века город (как и Яранск, Уржум) административно подчинялся Казани. Вот и получилось, что с развитием краеведческих исследований в стране и Вятском крае Малмыж (на это указывал в начале нынешнего столетия лучший знаток его древностей М.Г.Худяков) оказался на периферии интересов исследователей казанских и вятских, занимавшихся историей собственно своих регионов.

Между тем Малмыж чрезвычайно интересен во всех отношениях, что обусловлено его географическим положением, пестрым национальным составом населения, весьма своеобразным прошлым.

Известный на Руси как "город не город, деревня не деревня", шутливо прозванный собственными же жителями Отдохновенском (как полагают, в переводе с марийского имя города означает "место отдохновения (сна)", попавший в озорную поговорку о трех всемирно известных городах (два других - Париж и Мамадыш)), Малмыж долгое время являлся олицетворением дремучей провинции. Даже в конце XIX века он был, по выражению побывавшего здесь инженера путей сообщения и известного писателя Н.Г.Гарина-Михайловского, "как и все богоспасаемые русские города", похожие друг на друга "по застою, тишине, апатии и отсутствию страстей и злоб дня".

Типичный глубинный город с единственным трехэтажным зданием. Чем он может быть интересен? Но именно в Малмыж отправлял письма Лев Толстой. Именно Малмыж попал в одну из эпитафий баснописца А.Измайлова, оказался в воспоминаниях видного государственного деятеля минувшего века Ф.Вигеля, отразился в письмах, польского демократа Генрика Каменьского. Именно сюда, не учтя географии, привел пугачевцев в "Черном годе" Г.Данилевский, а много позднее "мещанин города Малмыжа" оказался в ряду героев пастернаковского "Доктора Живаго"...

Дата рождения города в паспорте Малмыжа четко не проставлена, Не случайно областные власти, наметив в 1984 году ряд мероприятий по празднованию 400-летия Яранска, Уржума и Санчурска, про Малмыж и не вспомнили. Но малмыжане не растерялись - отпраздновали у себя такой же юбилей собственными силами. И, кажется, неплохо, хотя на; таком же основании городу можно было отсчитать и отрезок 500-летней длины. Ибо, возникнув в далекие времена, как резиденция подвластных Казани марийских князей, Малмыж встретил русских покорителей края в качестве укрепленного пункта. Не хотели свободолюбивые марийцы подчиняться власти московского государя, вот и послал он в 1553 году на Вятку Даниила Адашева, "брата" своего, попавшего затем в немилость любимца. Велено ему было, гласит летопись, "с вятчины (вятчанами - СВ.) и с... детьми боярскими... стояти по Каме и по Вятке".

Один из отрядов Адашева после непродолжительной битвы, во время которой погиб предводитель марийцев князь Болтуш, завладел Малмыжем. На всякий случай, как пишет в неопубликованной статье "Остатки древностей в г.Малмыже (Вятской губ.)" уроженец подгорной Пахатно-Ильинской слободы известный ученый С.К.Кузнецов, "покоренные были наделены в изобилии лесом, лугами и пашнями, а для предупреждения возмущения были поселены в городе 40 человек стрельцов". Эти стрельцы и явились первыми русскими в беспокойном крае, куда к тому же после падения Казани устремились переселенцы с исконных татарских земель.

Около трех десятилетий боролся небольшой стрелецкий отряд, собиравший вокруг себя, по словам местного историка С.В.Шубина, "беглых, не желающих платить подати по писцовым книгам, преступников... и всяких тунеядцев", с иноплеменниками, не гнушаясь, кстати, никакими методами. Не удивительно поэтому, что у более поздних русских поселенцев Малмыжской округи слово "адашевец" считалось бранным и употреблялось в значении "разбойник".

Частые стычки с татарами и марийцами, во время которых погибло немало русских, явились причиной построения в 1580 году в Малмыже крепостных стен и усиления его гарнизона еще двадцатью стрельцами, присланными из Нижнего Новгорода. Несколько укрепленных мест и наблюдательных башен появилось и в окрестностях Малмыжа, в результате чего татар удалось усмирить.

Однако с Москвой затеяли настоящую войну марийцы. Для борьбы с ними в 1584 году был построен ряд населенных стрелецкими гарнизонами крепостей (наиболее крупные из них - Уржум, Яранск, Царевосанчурск). В том же году в Малмыж из Нижнего Новгорода прибыло еще 20 стрельцов. В качестве пригорода (безуездного города) Малмыж вошел в состав Казанкого уезда, а после возведения крепостных стен население его стало увеличиваться за счет выходцев из самых разных земель. Со временем появился городской посад, окруженный на всякий случай деревянной стекой. В этом "остроге" жили так называемые бобыли, обрабатывающие земли стрельцов за хлеб и сено, а впоследствии составившие посадское сословие.

Стрелецкий отряд в Малмыже регулярно пополнялся и в XVIII веке, но не увеличивался, тогда как посадских людей становилось все больше. Они-то и составили основное население города, превратившись в купцов и мещан. Кроме прибывавших в "город - не город" по своей воле, в него попадала московская администрация по долгу службы, а также неугодные правительству лица.

Разношерстность малмыжского населения способствовала бесконечным стычкам меж населявших город групп. Особенно непримиримы были друг к другу стрельцы и бобыли. Разные по нраву и обычаям, они честили друг друга "кыргызами" и "острожниками". Для подобных наименований и у тех, и у других были, впрочем, все основания, так как многие бобыли, как известно, появились в Малмыже, спасаясь от закона (да и жили к тому же в "остроге"), а в стрелецкий гарнизон входили разного рода "черкесы" и "служилые иноземцы". Различной была и прежняя родина стрельцов и бобылей. Если первые присылались сюда сначала из Нижнего Новгорода, а затем из Казани, то посад большей частью населяли выходцы из центральных районов Московской Руси. В XVII веке появляются в Малмыже пришельцы из собственно вятской стороны и из Перми.

О национальном составе Малмыжа той поры судить трудно. Несомненно одно: населяли город не только русские. Так, по автору "Истории вятчан" А.И.Вештомову, в "строении" Малмыжа приняло участие немало марийцев, принявших затем христианство и обрусевших. Среди сотенных старост г.Малмыжа в XVII веке находим такие имена, как Алмантай Сетяков, Азямбердей Янтечев, Тамас Изыргенев, Мамук Елгозин, Алмантай Албердеев, Янчур Албачин, Чичер Чирчеев, Азямбердей Ультечев. Встречаются в документах той поры чувашский сотник Тенячко Илеев, "служилый новокрещен" из татар Охпайко Баимов, нередка фамилия Вотяков, Известно, что в Малмыже отдельно от православного кладбища существовало и другое, где наряду с самоубийцами и опившимися погребали язычников, мусульман и евреев.

В 1780 году управлявшийся из Казани Малмыж в качестве уездного города вошел в состав вновь образованного Вятского наместничества. Тогда же ему был пожалован герб с изображением ястреба, "коих в окрестностях сего города великое множество". В 1797 году Малмыж оказался "за штатом", а в 1817-м вновь стал "по Высочайшему повелению" центром уезда.

В XVIII веке Малмыж представлял собою, по сути дела, большую деревню, жители которой занимались хлебопашеством, огородничеством, собирательством и рыбной ловлей. Выгодное расположение города на Сибирском тракте способствовало появлению здесь купечества, но и в середине XIX столетия торговля в нем, по словам С.В.Шубина, была "весьма незначительная". Вот что сказано об этом в его статье, опубликованной в 1841 году в "Вятских губернских ведомостях".

"Ярмарок не бывает, пристани нет, а потому большая часть малмыжского купечества не живет в городе, а в разных селениях уезда. Главнейшие предметы торговли: суконные, бумажные и шелковые товары, а также сахар и чай. Мещане торгуют разными мелочами... необходимыми для домашнего потребления... Торговля в городе бывает только по средам и субботам... Материалы для торговли купцы покупают большей частью на нижегородской ярмарке, а мещане получают из города Казани.

Фабрик и заводов в городе нет. Из ремесленников находятся: сапожники, портные и кузнецы. Говоря вообще, жители города живут небогато. Причина этому - близость торговой Казани, снабжающей окрестный город всем необходимым".

А вот что говорится о занятиях малмыжан в документе, составленном в 1887 году:
"Около города два завода - пивоваренный и кожевенный.
В городе разных питейных заведений 17 и 4 постоялых двора, лавок и магазинов - 38 и 9 амбаров-складов для скупаемого здесь хлеба, который нагружается в баржи весной у самого города. Сюда весной при разливе речки Шошмы с реки Вятки заходят пароходы, в летние же месяцы пароходы пристают в с.Гоньба, в 9 верстах от города. От села Гоньба сообщение удобное по Сибирскому почтовому тракту..."

В 1903 году в городе торговцем Г.Хамидуллиным был основан лесопильный завод, оснащенный по последнему слову техники. В это время здесь были уже заводы: кирпичный, пивоваренный, красильный, поташный, торговало около ста лавок. В 1904 году на восьми малмыжских фабриках и заводах работало 35 человек. Продукции ими производилось немного более чем на 21 тысячу рублей в год, и реализовалась она, как правило, в пределах городской черты.

Экономическим связям города с другими регионами России очень помогло бы проведение через него железной дороги, блестящие изыскания которой провел Н.Г.Гарин-Михайловский. Однако линии Казань - Екатеринбург суждено было пролечь через уездное село Вятские Поляны - ныне крупный промышленный центр, продукция предприятий которого известна не только в стране, но и за ее пределами.

Послеоктябрьские годы несколько "опромышлили" Малмыж. В 1931 году, например, было положено начало довольно крупному ремонтно-механическому заводу. Появились и предприятия местной промышленности.

Как изменился на протяжении веков облик города на Шошме?

Сначала это типичная деревня. Затем - город-крепость с бревенчатыми стенами, внутри которых находились "Государев двор" с деревянной церковью, личные хозяйственные и жилые постройки. В 1785 году крепость полностью уничтожил огонь.

В 1802 году в городе был построен действующий ныне каменный Богоявленский собор. Архитектура прочих зданий была чрезвычайно проста. Оказавшийся в Малмыже в 1805 году Ф.Ф.Вигсль отметил в своих знаменитых "Записках", что даже у бывшего городничего "дом не очень велик", хотя и "отменно опрятен".

А вот характеристика Малмыжа середины прошлого века, данная в упоминавшейся выше статье С.В.Шубина.

"... Два глубоких рва с небольшими протекающими в них источниками делят город на три части. В первой, главной части города, находится площадь с деревянными лавками, посредине которой пролегает Сибирский тракт. Во второй части, лежащей между рвами, находится каменная соборная церковь с башнею. В третьей части за вторым рвом находится каменный винный завод, подвал и довольно обширный на каменном фундаменте деревянный казенный лазарет, построенный на самом возвышенном месте.
Для сообщения между частями города сделаны через рвы два деревянных моста...
Домов каменных в Малмыже нет, деревянных считается 157... Примечательных зданий в городе нет"
Обратимся к описанию 1887 года:

"Город Малмыж походит скорее на село. Лежит на низком берегу реки Шошмы...

Город тянется с запада на восток. Западная часть совершенно низменна и болотиста, располагает к лихорадкам, восточная же часть более возвышенна. Здесь устроена земская больница, земское ремесленное училище и городские казармы. На соборной площади устроен водоем, из которого пользуются водою местные жители и пожарный обоз; на этой площади разбросаны небольшие деревянные здания и помещается деревянный гостиный двор...

Улицы и площади - немощеные и, будучи вычищенными, в благоприятное летнее время представляются в исправном виде. Тротуары частью каменные, частью деревянные, не совсем безопасны для пешеходов, а в других местах их совсем нет...

В городе три церкви: собор, кладбищенская и домовая в тюрьме...

Город Малмыж имеет при 3,5 тыс. жителей обоего пола 3 каменных дома и более 300 деревянных..."

В 1905 году в городе уже 44 каменных здания (33 из них магазины и лавки) и 432 деревянных. Треть улицы – мощеные. Есть водопровод, керосиновое освещение. Работают почтово-телеграфная контора, общественный банк. К 1910 году появляются общественный сад и общественная богадельня.

Каких-либо примечательных по архитектуре сооружении не было построено в городе и в советское время. Ныне самое высокое малмыжское здание - трехэтажное здание администрации. В последние годы появились новый почтамт, Дом культуры.

Пожалуй, первым очагом культуры в русском Малмыже стала деревянная церковь. Синтез сосредоточенных в ней искусств: иконы, живопись, молитвы, хоровое пение - музыка, богослужебные книги, Библия - литература - был направлен на то, чтобы пробуждать в людях добрые чувства. Мысль о том, что "все языцы едино суть у Бога" особенно полезной была в воинственных XVI и XVII веках.

Вторая половина XVIII столетия знаменательна для Малмыжа тем, что он попал на страницы популярной тогда литературы путешествий. Первым малмыжским историком по праву можно считать Н.П.Рычкова. Именно в его "Дневных записках путешествия... по разным провинциям Российского государства" находим описание города, рассказ о его прошлом.

Второй важной фигурой явился А.Н.Радищев, описавший впечатления своего невольного путешествия в Сибирь в дорожном дневнике. Правда, Малмыж в "Записках путешествия в Сибирь" (1790 год) не отмечен, но непосредственно прилегающая к нему местность запечатлена с зоркостью талантливого стороннего наблюдателя.

В 1850 году Малмыж посетил польский философ и историк Генрик Каменьский, возвращавшийся из вятской ссылки на родину, а в марте 1853 года другой вятский ссыльный - М.Е.Салтыков-Щедрин. В задачу будущего "прокурора русской общественной жизни" входила ревизия дел малмыжского головы, о чем им и было затем доложено губернатору. Интересно, что позднее именно в Малмыже нашелся экземпляр единственного на Вятке авторского издания "Губернских очерков" М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Это косвенные данные культурного развития Малмыжа. А вот прямые. К 1819 году в городе появляется первая больница. В 1827 году открывается мужское приходское училище, а в 1838 - уездное училище министерства народного просвещения, преобразованное со временем в Александровское Высшее трехклассное начальное училище. 1878 год - время открытия женской прогимназии (гимназия - с 1905 года), причем мужская гимназия появилась гораздо позже - с 1910 года. В 1875 году местным земством открыта ремесленная школа.

В 1861 году, несколько раньше, чем в Вятке, в Малмыже заработал телеграф, а еще через четыре года потомственный почетный гражданин К.М.Пафнутьев двумя сотнями книг положил начало городской публичной библиотеке.

Большой клан малмыжских градоначальников и купцов Батуевых дал Отечеству двух выдающихся людей - знаменитого земца А.П.Батуева и известного анатома Н.А.Батуева. В 1854 году в подгородной Пахатно- Ильинской слободе родился известный этнограф, археолог и историк С.К.Кузнецов, автор многих, не утративших значения до сего дня трудов. Многие малмыжане учились в Казанском университете. В городе родились металловед Н.А.Минкевич, инженер водного транспорта А.Г.Лежнин, специалист по истории и методике литературы П.М.Арбузов, энтомолог К.И.Попов.

Будучи местом политической ссылки, Малмыж приютил на то или иное время участника кубинской революции 1896 года Н.Г.Мелентьева, академика С.А.Зернова, пролетарского писателя А.П.Бибика, большевиков Н.М.Величкина, В.Г.Горохова, В.А.Горбачева. Последний организовал в Малмыже в 1902 году первую в Вятской губернии первомайскую демонстрацию.

Будучи центром огромной территории, в которую входили часть нынешних Удмуртской и Татарской АССР, Кильмезский и Вятскополянский районы Кировской области, уездный Малмыж издавна был притягательным местом для стремившихся к образованию и культуре представителей четырех народов: русских, татар, удмуртов и марийцев.

Так, здесь жил "много обещавший и бесспорно талантливый" (выражение С.К.Кузнецова) Б.Г.Гаврилов, удмурт по национальности, автор широко известной в ученом мире и первой в своем роде книги "Произведения народной словесности, обряды и поверия вотяков Казанской и Вятской губерний" (Казань, 1880 г.). В первые годы советской власти жителем Малмыжа был Т.К.Борисов, фольклорист, редактор удмуртской газеты "Гудыри" ("Гром"), автор первого удмуртско-русского словаря. Тогда же являлся малмыжанином инструктор отдела народного образования К.П.Чайников, до этого учитель в одном из удмуртских сел, а впоследствии известный поэт, один из основоположников удмуртской литературы, подписывавший свои произведения псевдонимом Кузебай Герд.

В конце XIX века Малмыж стал широко известен в стране благодаря "мултанскому делу", когда удмурты из села Старый Мултан были обвинены в человеческом жертвоприношении. Вся прогрессивная Россия встала на их защиту, и процесс был в конечном итоге выигран, во что немалую лепту внес писатель В.Г.Короленко. Вскоре после этих событий в Малмыже и некоторых селениях уезда побывал будущий писатель-романист В.Ян, описавший свои впечатления в ряде интересных очерков.

Удмурты "Малмыжской области" попали даже в этнографический бестселлер - книгу англичанина Д. Фрезера "Золотая ветвь".

С Малмыжем связано имя одного из погибших в годы культа личности марийских поэтов Н.Тишина (родился в селе Большой Китяк).

В конце 80-х годов прошлого столетия земством была открыта в Малмыже татарская школа с преподаванием на родном языке. Здесь существовала мусульманская библиотека. В 1901 году в Малмыже родился известный хирург С.М.Курбан-галиев. Историю о том, как правоверный мусульманин обращал язычников марийцев в православную веру, за что был наказан малмыжским муллой, находим в "Былом и думах" Л.И.Герцена.

Малмыж - это и один из центров провинциального книгопечатания. В конце XIX века собственную типографию здесь имел учитель Н.Н.Черемшанский. В 1896 году в ней были напечатаны высоко оцененные до этого Н.К.Михайловским "Монологи" писателя и земского деятеля А.Н.Баранова, работавшего тогда в Малмыже техником по распланированию селений и переписывавшегося с самим Львом Толстым. Книга написана в виде монологов пристрастившегося к спиртному интеллигента, прозябающего в провинциальной "дыре".

Особняком стоят две книги, изданные Н.Н.Черемшанским. Первая - "Ответы мусульманину на его возражения против христианства" - принадлежит перу уездного инспектора народных училищ Н.Н.Одигитриевского (1910 г.). С большим интересом читающая публика встретила в 1913 году вторую книгу жившего "на покое" в Малмыже профессора С.К.Кузнецова "Древнерусская метрология", представляющую собой курс его лекций, читанный в Московском археологическом институте. По полиграфическому уровню издания Н.Н.Черемшанского ничуть не уступали продукции столичных типографий.

Существовала в Малмыже и еще одна типография - местного товарищества. В издательской деятельности она была менее активна, специализируясь почти исключительно на выпуске материалов земства. Самым примечательным ее изданием является написанная уездным агрономом А.Н.Машковцевым брошюра "Поездка крестьян Малмыжского уезда в Моравию" (1915 г.).

В начале XX века Малмыж, по словам одного из старейших вятских писателей М.М.Решетникова, представлял собой "типичный уездный городок дореволюционной России,.. он утопал в садах и патриархальной тишине. Никаких культурно-просветительских учреждений, кроме мужской гимназии, женской прогимназии и городского училища, да еще маленького кинотеатрика "Жизнь - игра", в городе не было. Непритязательный эстетический вкус основного населения городка вполне удовлетворяли соловьиные рулады, доносившиеся из ближних рощ, да еще... лягушачьи концерты".

Тихую жизнь провинциального городка взбудоражила Октябрьская революция.

В начале 1918 года в Малмыже стали издаваться "Известия" уездного исполкома Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. Был открыт Народный дом, ставший центром местной культуры более чем на десятилетие. При нем успешно играл камерный симфонический оркестр, а коллектив любителей (В.М.Двинянинов, П.Н.Орлов, А.Н.Лоншакова и другие) отваживаются ставить на сцене такие оперы, как "Кармен", "Садко", "Пиковая дама", "Евгений Онегин". Виолончелист С.М.Двинянинов, начинавший свой творческий путь в стенах Народного дома, 9 мая 1945 года был в числе тех музыкантов, что присутствовали при подписании акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

В 1918 году в Малмыже появились первые за всю историю уезда аптека и детский сад. В последующие два года была проведена реорганизация учебных заведений: в городе открылось шесть школ первой ступени и три - второй. Местные советские работники посещали так называемый рабочий факультет. В городе функционировали педагогические курсы, на основе которых в 1921 году был создан русский пед-техникум. Профессиональная женская школа давала ученицам навыки кройки и шитья, существовала и школа садоводства.

Сентябрь 1918 года - время открытия в Малмыже национального педагогического техникума, подготовившего за десятилетие своего существования свыше ста преподавателей для татарских, удмуртских, марийских школ. В городе собирались съезды наименьшинств, выходили газета и журнал на татарском, бюллетень на марийском языках.

Важным фактором культурной жизни края явилось создание в Малмыже исторического общества, ставившего целью изучение местных древностей и святынь. Число наиболее деятельных его членов составили известный археолог и историк М.Г.Худяков, бывший земский начальник О.А.Забудский, протоирей С.А.Батин. Уже в самом начале своего существования общество получило от городских властей часть книг и коллекций умершего в Малмыже в 1913 году профессора С.К.Кузнецова. Библиотека общества состояла первоначально из двух тысяч книг на 26 языках. Правда, вскоре общество распалось, но на основе собранных им коллекций в 1920 году был создан музей местного края, поведший огромную исследовательскую и собирательскую работу. Рукописные "Труды" музея не потеряли своей познавательной ценности и по сей день.

Малмыж 20-х годов запечатлел на своих картинах оказавшийся здесь волею судеб чехословацкий художник Зацепа. Более 30 лет прожил здесь художник А.В.Фищев, автор интересных воспоминаний о своей жизни, вышедших в 1985 году отдельной книгой в Волго-Вятском издательстве.

Характеризуются эти годы появлением в Малмыже первой государственной телефонной станции и звукового кино, школы "Леспромуч" (готовила лоцманов, сплавщиков, работников лесного хозяйства), движением "Долой неграмотность! ".

В 1935 году образован районный архив, сосредоточивший со временем в своих фондах свыше 36 тысяч дел - живых свидетелей истории Малмыжского, Кильмезского и Вятскополянского районов.

Частыми были смотры народных талантов, успешно работали городская библиотека и краеведческий музей.

В ноябре 1941 года в Малмыж был эвакуирован Московский областной педагогический институт вместе с такими учеными, как языковед С.И.Бернштейн, историк А.З.Манфред, географ И.П.Никитич, математик М.А.Знаменский, психолог И.И.Арямов. Во главе института в 1941-1943 годах стоял доцент Н.И.Молодых. Немало выпускников малмыжских школ той поры стали студентами вуза, окончив его уже в послевоенные годы, поскольку институт осенью 1943 года вернулся в столицу.

Студенты и преподаватели МОПИ, живя одной жизнью с малмыжанами, выступали перед населением города и района с докладами и лекциями, ставили на сцене Дома культуры пользовавшиеся большим успехом спектакли.

Весной 1942 года в Малмыже в семье декана исторического факультета МОПИ А.Г.Калягина родился сын Александр - ныне известный актер театра и кино.

Послевоенное развитие культуры Малмыжа связано с вводом с эксплуатацию кинотеатра "Колос", появлением новых клубов и библиотек, музыкальной школы.

С 1982 года Малмыжский районный краеведческий музей стал филиалом Кировского государственного объединенного историко-архитектурного и литературного музея. Вместе с работниками центральной районной библиотеки сотрудники музея организовали для школьников клуб "Краевед". Музей часто предоставляет свои залы под выставки, благодаря чему малмыжане в последние годы имели возможность познакомиться с дымковской игрушкой, книжными раритетами, картинами Кукрыниксов, Н.Н.Жукова, А.В.Фищева. Сейчас музей обживает выделенное ему просторное здание, и есть надежда, что мечта первых краеведов создать все условия для изучения малой родины получит, наконец, свое воплощение.

Для социально-культурного развития города на Шошме разработана специальная программа, включенная в депутатский наказ. Проводится реконструкция исторического центра города. С января 1990 года в Малмыже для татарского населения трех южных районов области стала издаваться газета "Дуслык", пришедшая на смену той, что дублировала районную "Сельскую правду".

В Малмыже ежегодно проводится татарский праздник урожая сабантуй, налажены прочные культурные отношения с соседними Татарстаном и Марий Эл.

Таков ныне город с марийским названием и русско-татарским населением.

МАЛМЫЖ (Из Энциклопедии Земли Вятской – т.1)

МАЛМЫЖ (Из Энциклопедии Земли Вятской – т.1)

МАЛМЫЖ (Из Энциклопедии Земли Вятской – т.1)

МАЛМЫЖ (Из Энциклопедии Земли Вятской – т.1)