Проект «Подосиновская пристань»

Проект «Подосиновская пристань»

Название погоста Подосиновец впервые встречается в Писцовой книге Устюжского уезда 1626 года, а как волость - еще раньше за 1593 год по документам судного дела крестьян Верхопушемской и Подосиновской волостей. Что, естественно, предполагает существование погоста Подосиновец в это время.

Плодородная пойма реки Юг издавна поддерживала хлебом нестабильные в этом отношении земли Северной Двине. С середины 16 века торговые операции Руси с государствами Западной Европы по Двине увеличиваются с каждым десятилетием.

В 1815 году Серкинская пристань с реки Пушмы была перенесена «на лучшее место, которое отыскано и указано было Никольским 1-й гильдии купцом Яковом Грибановым, там, где существует Подосиновская, в простонародье Перевозская, пристань». Через девять лет рядом с пристанью была построена каменная Богородице-Рождественская церковь, а к концу 60-х годов 19 века с образованием четырех волостей (Плесовская, Щеткинская, Утмановская, Подосиновская) организовано волостное правление Подосиновской волости и все это благодаря значимости Подосиновской пристани, как одной из крупнейших на Русском Севере. Отсюда ежегодно отпускалось до 70-ти барок с грузом более 1 ½ миллионов пудов. «Постройка судов производится не в дальнем расстоянии от пристани по р.Пушме и на устье оной».

В конце 19 веке Подосиновская пристань принимала пассажиров пароходов «Юг» и «Двина», с середины 20-го до 1993 года мимо по большой воде буксиры проводили баржи с грузом в Кич-Городецкий и Никольский районы Вологодской области.

В Подосиновском краеведческом музее собран богатый материал по истории Подосиновской пристани, сотрудники музея имеют практический опыт изготовления деревянных речных судов и плавания на них. В Подосиновском Доме детского творчества работает туристский кружок «Ушкуй», то есть о былых традициях речного судоходства подосиновляне помнят и хотят развивать в новых условиях современного мира.

Проект «Подосиновская пристань»

Проект «Подосиновская пристань»

Этапы реализации проекта и план работы

1-й этап

  • Изучение письменных источников, архивных данных по заселению края и путях сообщения на Русском Севере.
  • Проведение исследовательских экспедиций по рекам края на реконструируемых исторических судах и байдарках. Экспедиционный сбор материала по истории речного судостроения, сведений о памятниках археологии, истории, архитектуры, этнографии (городища, погосты и т. п.).
  • Формирование банка данных по материалам исследований, по разработанным туристским маршрутам.

2-й этап

  • Строительство на берегу р.Пушмы речной барки (историческая реконструкция) в натуральную величину (длина 20-25 метров, ширина 7-8 метров, высота бортов 4,5 метра). Площадь внутреннего пространства барки планируется использовать под экспозицию по истории Подосиновской пристани и деревянного судостроения, для хранения прокатного инвентаря (байдарки, спасжилеты, и т.д.). Описание, чертежи, макет барки 1:10 имеются в Подосиновском краеведческом музее.

3-й этап

  • Организация фотовыставок, проведение бесед, выпуск издательской и мультимедийной продукции, организация экскурсий по разработанным маршрутам.
  • Реализация специальных программ для обслуживания и привлечения постоянных потребителей и заезжих туристов. Для школьников – навыки водного туризма, проведение праздников, выставок, мастер-классов по изготовлению исторических лодок, экскурсий по местным достопримечательностям.