Изображения:
Шрифт: Цвет фона:

Фонды

Фонды Слободского музейно-выставочного центра имеют богатую историю. Формирование коллекций Слободского краеведческого музея началось за несколько лет до его открытия. При организации музея в его фонды вошли коллекции из Кустарного музея при Земской управе и Слободского художественного музея. К ним присоединились памятники старины и искусства из монастырей и частных собраний.

Гордостью музейно-выставочного центра до сих пор является художественная коллекция, начало которой было положено талантливым художником Сергеем Михайловичем Лупповым. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он вернулся в родной город, стал преподавать изобразительное искусство в учебных заведениях города. Открыл в Слободском художественную студию. Осенью 1919 года Сергей Михайлович был командирован в Москву для закупки кистей и красок и приобретения картин для художественного музея, о котором он мечтал. Результатом этой поездки стало появление в Слободском 30 картин из Изобразительного отдела Наркомата просвещения. Многие из авторов этих картин, входят в элиту русского авангарда. Эти картины в Слободском произвели неоднозначное впечатление. В воспоминаниях современников сохранился забавный эпизод по поводу теоретического спора, где нужно искать левый глаз у изображенного на одной из картин лица. Результатом, по предположению С.М. Луппова, явился компромисс – кто его обнаружит, там этот глаз и находится. Динамизм, дерзкий эксперимент – все это присуще авангарду 1910-20-х годов. В собрании музейно-выставочного центра находятся произведения известных авангардистов: Любови Поповой, Александры Экстер, Ольги Розановой, Николая Синезубова. В дальнейшем художественная коллекция пополнилась работами учеников и руководителей студии – Сергея Луппова и Федора Шмелева, работами вятских художников – Николая Хохрякова, Алексея Столбова, Николая Румянцева, Фаины Шпак, Петра Вершигорова, Инны Широковой, Виктора Кашина, Клары Коциенко, Владимира Бондарева, Виктора Харлова, Николая Шабурова. И, конечно, представлены в Музейно-выставочном центре картины слободских художников: Вячеслава Нелюбина, Федора Катаева, Василия Евлакова, Николая Герасимова, Павла Ступака, Александра Пронькина, Людмилы Яровиковой, Галины Лапшиной.

Формировались и другие коллекции музея. Первой из вещей для краеведческой экспозиции, была императорская грамота, данная купцу Ксенофонту Анфилатову на основание в Слободском общественного банка. Ранее она хранилась в банке, была выставлена для всеобщего обозрения, как и портрет Анфилатова.

Обратимся к воспоминаниям Всеволода Владимировича Лебедева о том, как осуществлялся сбор экспонатов для музея: «Мы наводили справки, мы действовали, как Шерлок Холмс в поисках преступника. Один из жителей вспомнил о стульях, которые были в доме одного фабриканта. Стулья эти, по его рассказу, отличались не просто художественной работой, а были совершенно музейные стулья. При этих словах нам грезилась не то Италия, не то средние века, и на фабрику спешно посылался музейный сторож с запиской. Вернувшись, он объявлял, что фабком стулья уступить согласен, если будут в обмен присланы венские стулья или хотя бы крепкие табуреты». Так начиналось накопление предметов в музее.

В настоящее время фонды Слободского музейно-выставочного центра насчитывают более 40 тысяч единиц хранения.

В составе собрания – уникальная коллекция деревянной храмовой скульптуры 18 в. Устюжских, тотемских и вятских резчиков. Художественный фарфор представляет искусство основных европейских и российских центров 18 – нач.20 в.в. В музее собраны произведения слободских умельцев 17-20 в.в.: колокола завода Бакулевых, поддужные колокольчики, самовары Поповых, изделия из капа династии Макаровых – родоначальников знаменитого капового промысла на Вятской земле.

Этнографическая коллекция представляет локальные варианты культуры русского, удмуртского и татарского народов. Ядро коллекции «Редкая книга» составляет часть собрания известного библиофила Валентина Петровича Куршакова, чья библиотека в начале 20 века считалась одной из лучших в России.