История города Советска

История города Советска

Советск - город, райцентр в Кировской области. Расположен в Заволжье, в пределах Вятского ополья, на высоком правом берегу реки Пижмы, в 4 км от ее впадения в реку Вятку. От областного центра города Кирова отделяют Советск 143 км, до железнодорожной станции Котельнич - 103 км.

Рельеф местности не равнинный. Именно в Советском районе имеются крупнейшие в области месторождения камня (известняки, песчаники, широко используемые в дорожном строительстве). Местность поражает обилием рек, речек, озер и родников. Водоносные пласты близки к поверхности, поэтому колодцы копать нетрудно. Кроме многоводной Вятки и тихой, но чистой Пижмы вблизи города протекает река Немда, впадающая в Пижму. К югу и западу от города ландшафт сильно изменен: леса давно вырублены и земли распаханы. Советск расположен в подзоне хвойно-широколиственных лесов, но значительные лесные массивы сохранились лишь к северу от города (по реке Вятке). Великолепный сосновый бор (Печеновский лес) начинается сразу за городскими садами на правобережье Вятки. (В.А. Бердинских)

«Государева дворцовая слобода Кукарка» известна по документам с XVI в. Первое письменное упоминание о ней относится к 1594 году.

Согласно легенде, первопоселенцами здесь были марийцы. Название слободы якобы объясняется марийским словосочетанием «кугу корка» - «большой ковш», но это определенно позднее толкование, потому что исходной в названии была форма «кукар» (от древнечувашского или булгарского) - кривизна, извилина, излучина, лука (протекающей здесь реки). Река Вятка на участке от устья Пижмы до села Ишлык совершает изгиб, который носит название Кукарской Луки. Конечно, «ка» возникло на почве русского языка в соответствии с женским родом слова слобода. По другой версии Кук-кар - «большое село».

В XVI-XVII вв. высокие деревянные стены острога защищали многолюдное селение. В 1620 г. в Кукарской слободе и ее округе насчитывалось 84 двора «дворцовых пашенных крестьян», плативших в Яранск деньги «за стрелецкие запасы» и поставлявших хлеб для царской казны.

В начале XVII века, когда в Русском государстве развернулась борьба народных масс против бояр и помещиков, вятчане также пришли в движение.

В 1608 году в Кукарке восстали русские и марийские крестьяне.

В 1609 году на подавление восставших в сл. Кукарку было послано из Казани войско под командованием Истомы Хвостова. Восстание было подавлено, а Кукарка сожжена.

Сведений о ней не было целое десятилетие, и только в 1620 году в «Дозорной книге», Шушерина пишется, что в слободе имеются церковь, 2 кузницы, 2 водяные мельницы, 84 крестьянских двора.

Вплоть до середины XVII в. стекались сюда, на пустые земли, «на льготу недостаточные крестьяне» из разных мест, из Устюга, с верховьев Вятки и Поволжья. Они встречали яростное сопротивление яранского воеводы и верхушки посадских людей, считавших окрестные пустоши своими. В 1640 г. «новоприбыльные» кукарские жители жаловались, что «селитца их на те земли не пущают и их бьют и в Яранской сводят и в тюрьму мечут». После этого сюда был доставлен царский указ, охраняющий их права.

В течение нескольких веков Кукарка была большим торговым и ремесленным селом. Богатые лесные угодья способствовали развитию плотничества и различных кустарных промыслов. Искусные кукарские плотники и столяры славились по всей России: они участвовали в строительстве Петербурга и Архангельска, работали на судостроительных верфях, в Перми и сибирских городах. Большим спросом пользовались изготовлявшиеся здесь телеги, сани, плетеные корзины. Но главным богатством и достопримечательностью Кукарки всегда были разработки камня – песчаника и известняка - «опоки», который очень удобен в строительстве в качестве бута и в виде тесаных, хорошо поддающихся обработке плит. «Опочный камень из Жерновогорских каменоломен, что в Ильинской волости» был хорошо известен с XVI в. Село Жерновые горы в окрестностях Кукарки, лежащее на левом берегу Пижмы вблизи устья, уже тогда было центром добычи камня, который шел вначале преимущественно на изготовление жерновов. В XVI в. у Жерновых гор стоял небольшой Иоанно-Предтеченский монастырь, владевший переправой через Вятку. После того как он несколько раз был разорен монастырскими крестьянами, его в конце XVII в. перевели ближе к слободе, на высокую гору за речкой Кукаркой, и переименовали в Покровский.

Около 1700 г. здесь была выстроена первая в Кукарке каменная церковь Покрова Богородицы. С 1765 г., после упразднения монастыря, церковь стала кладбищенской. Она стоит и сегодня на высокой Монастырской горе, откуда открывается замечательный вид на почти весь одноэтажный, тонущий в садах городок и на заливные пойменные луга, среди которых вьется лента реки. Вдали по зеленому склону рассыпаны кубики домов Жерновогорья. Где-то на горизонте угадывается место Пижемского городища – древнейшего поселении в этих местах, существующего еще в VII-III вв. до н.э.

Покровская церковь - единственный в городе памятник древнерусского зодчества - незатейлива по архитектуре. Этот небольшой, скромный храм с обобщенными, как бы изглаженными временем деталями органически вписывается в окружающий пейзаж. Трудно сказать, почему так упрощены и грубоваты его формы. Может быть, это результат многочисленных ремонтов; но не исключено, что правы краеведы, утверждавшие, что основной материал, из которого выстроен храм, - «опочный» камень, определил характер его архитектуры. Но вне зависимости от происхождения форм Покровская церковь - один из самых идиллических храмов Вятского края. Особой поэтической настроенности у ее стен способствует и окружающее церковь старинное кладбище. Под кронами деревьев, словно под сводами музейных помещений, хранится множество могильных памятников - единственная в своем роде коллекция «каменносечной хитрости» местных умельцев. Наиболее ранняя из известных намогильных плит была установлена здесь еще в 1616 г.: «Лета 7124 июня 3 дня преставился раб божий схимонах Николай Кошкиных». Сбоку на ней читалась несложная криптограмма, составленная путем замены одних букв другими: «Камень резал и сие писал сын его черный поп Елисей Кошкиных». Эта древняя плита наводит на мысль о том, что кладбище и церковь при нем существовали здесь еще задолго до перевода монастыря из Жерновых гор. Особенно много сохранилось на кладбище надгробий первой половины XIX в., среди них целая серия плит с орнаментом, включающим декоративный круг, - традиционный в народном искусстве мотив «солнца», широко распространенный в деревянной резьбе. Его можно встретить не раз и сегодня на воротах и в наличниках окон домов на улицах Советска.

Мягкий, хорошо поддающийся обработке местный известняк широко применялся не только для изготовления намогильных памятников. В Кукарке издавна был развит сравнительно редкий камнерезный промысел. Каменные львы работы местных мастеров украшают ворота домов в Вятке и Слободском, куда наряду с Казанью сбывался не только «опочный камень», но и изделия из него. В самой Кукарке вплоть до XX в. дожила традиция камнерезного искусства: на одном из домов на ул. Ленина, которому не более семидесяти лет, красуются каменные львиные маски в замках над окнами. Многочисленные очень выразительные львы, выполненные в условных, обобщенных формах, хранится в местном музее.

Не отставали от каменотесов и резчики по дереву. Поздние отголоски этого широко распространенного здесь традиционного искусства то и дело проглядывают на фасадах домов, выстроенных даже в наше время. Они придают определенное единство облику всего города, будь то дорога, ведущая к кладбищенской церкви, или улицы, примыкающие к центру.

Середина XIX в. была временем расцвета древней торговой слободы Кукарки, купечество которой разбогатело на торговле хлебом, лесных промыслах, камнеразработках. В центре слободы выросло несколько больших церквей, в одну из которых в 1869-1870 гг. писал иконы ученик К. Брюллова, известный впоследствии польский художник Андриолли, живший тогда в вятской ссылке (сейчас иконы хранятся в музее). «В слободе имеется пять каменных церквей, 65 каменных лавок, 75 деревянных. В слободе много тротуаров, сделанных из камня серяка и опоки, и даже дворы у многих зажиточных обывателей выстланы камнем. Вообще же в Кукарке нет тех убогих лачужек, которые наполняют уездные города, а многие дома города по величине и архитектуре могли бы служить украшением губернскому городу», - так писали о Кукарке в 1870 г.

Издавна славилась Кукарка еще одним художественным промыслом - плетением искусных кружев. Существует легенда о том, что плетению кружев из льняной пряжи научила кукарских женщин еще в XVIII в. голландка, жена плотника, посланного Петром I на обучение в Голландию и вернувшегося в Россию с женой-иноземкой, поселившегося с нею в Кукарке после того, как он бежал с воронежских верфей. Кукарские кружева, вязавшиеся из очень тонких льняных нитей, всегда отличались особой тонкостью и изяществом рисунков. Словно сама природа выткала эти фантастические переплетения, складывающиеся в бесконечно разнообразные орнаменты и особенно четко рисующиеся на очень редком ажурном фоне крупноплетеной «решетки». Земская школа кружевниц была организована здесь в 1893 г., и ее изделия с самого начала пользовались постоянным признанием на всех отечественных и международных выставках. Не раз скромные кукарские кружева завоевывали международные золотые медали и дипломы. Древние традиции и сейчас продолжают развивать мастера художественной школы кружевниц и артели «Кружево».

Золотые медали дореволюционные всероссийских и всемирных выставок, награды международных выставок в Брюсселе и Монреале в наши дни отчетливо нам показывают, что и маленький город может внести нечто неповторимое общерусскую и даже в мировую культуру. (В.А. Бердинских)

В 1870 году о сл. Кукарке писалось: «В слободе имеется 5 каменных церквей, 65 каменных лавок, 75 деревянных. В слободе много тротуаров, сделанных из камня-серяка и опоки, и даже дворы у многих зажиточных обывателей выстланы камнем. Вообще же в Кукарке нет тех убогих лачужек, которые наполняют уездные города, а многие дома могли бы служить украшением губернскому городу».

Первое учебное заведение в Кукарке - мужское одноклассное училище, открытое в 1840 году, а к 1910 году в слободе было: 3 начальных училища, церковно-приходская школа, учительская семинария и образцовое училище при ней, женская гимназия, городское училище.

В 1839 году открыта больница, в 1861 году - публичная библиотека, а в 1896 году - общественная библиотека, в 1869 году - лесная школа.

В 1909 году создано образовательное общество с целью изучения Вятского края и распространения научных знаний, при котором по инициативе краеведа, студента Казанского университета А.С.Лебедева в июне 1910 года был открыт музей.

К 1863 году возбужден вопрос об открытии в Кукарке почтовой конторы, а 8 октября 1880 года начался прием и передача телеграмм. В 1911 году заработала телефонная станция.

В 1909 году по инициативе кукарских купцов было организовано «Кукарское электрическое товарищество», в 1910 году построена электростанция, двигатель мощностью 55 лошадиных сил вращал динамомашину и вырабатывал электроэнергию постоянного тока в 41 квт. Освещались дома зажиточных кукар, затем типография. В 1930 году на реке Немде была построена гидроэлектростанция, а в декабре 1964 года Советск подключен к государственной электросети.

Установление советской власти в Кукарке связано с именами балтийского матроса-большевика С.М.Черепанова и местного уроженца, председателя ревкома М.И.Изергина (1891-1922). Могила и бюст последнего находятся в парке, в самом центре города - напротив рынка. На митинге в слободе 27 декабря 1917 года Черепанов объявил о свержении буржуазии и установлении в Кукарке советской власти. Был избран ревком и создан отряд Красной гвардии. Вскоре сбылась и давняя мечта местных жителей - Кукарка была преобразована в город 9 августа 1918 года и названа Советском. 14 января 1919 года В.И.Ленин подписал постановление Совнаркома о выделении г.Советску 3490 тыс.рублей для реконструкции старых и организации новых производств. Но средства для создания нового уезда (Советск входил в состав Яранского уезда) Наркоматом внутренних дел отпущены не были, и провозглашенный городом Советск был официально утвержден им лишь в 1939 году, уже после создания в 1937 году Советского района. Видимо, преобразование поселка Советск в город было ускорено в связи с широко отмечаемым в стране 50-летием со дня рождения председателя Совнаркома СССР В.М.Молотова (Скрябина), уроженца Кукарки. (В.А. Бердинских)

Уже в годы первых пятилеток в городе создаются предприятия легкой и пищевой промышленности, строятся заводы по переработке леса, камня, развивается потребительская кооперация.

В 1926 году впервые жители города услышали радио, а с 1957 года стали смотреть телевизор (первый был на почте). В 1935 году построено здание фельдшерско-акушерской школы.

С 1939 года в черту города вошли село Жерновогорье, областной санаторий, Чернушинский кордон, лесотехникум. В 1935 году в Советске были открыты первый кинотеатр "Луч", медицинское училище, продолжил свою работу педагогический техникум - старейшее специальное учебное заведение города.

В 20-30-годы начали развиваться все существующие и доныне крупные предприятия города: филиал перчаточной фабрики, филиал Кировской фабрики имени 8 Марта, мясокомбинат, фабрика валяной обуви, камнеразработки, ведущие добычу бутового камня для дорожного строительства в области. В городе есть райбыткомбинат, маслозавод, птицефабрика, типография. Третьим средним специальным заведением города стал Суводский лесотехникум, готовящий специалистов лесного хозяйства. (В.А. Бердинских)

После установления Советской власти в Кукарке первой газетой была «Голос труда» (с марта 1918 года); с августа 1918 года вместо нее издавалась газета «Известия», с 1919 года - нерегулярно стала издаваться молодежная газета «Красная молодежь». С апреля 1920 года, вместо газеты «Известия», появилась «Рабоче-крестьянская правда», затем - «Крестьянское хозяйство». С 1930 года издавалась газета «Путь Ильича», переименованная в 1962 году в «Ленинское знамя», а в 1991 году - в «Вести трехречья».

В годы суровых испытаний Великой Отечественной войны на фронт ушли 16 055 человек.

В годы войны в г. Советске было размещено 5 детских домов, 2 эвакогоспиталя (в зданиях педучилища и бывшей женской гимназии).

За годы войны погибли и пропали без вести 10 243 человека. Они погибли смертью героев, выполнив до конца сыновний долг перед Родиной.

11 советчан удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Среди них уроженец слободы Кукарки (ныне г. Советска) Александр Иванович Жилин, получивший это высокое звание за форсирование реки Днепр. Это звание он получил в январе 1944 года, но отважный гвардеец не дожил до Дня Победы: в марте того же 1944 года он погиб при освобождении села Купель Хмельницкой области.

Фотографии города

sdfsfdf
Успенская церковь
Фотографии города