Изображения:
Шрифт: Цвет фона:

В Вятском художественном музее после реставрации представили икону XVI века «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни»

18.02.2022

В Вятском художественном музее после реставрации представили икону XVI века «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни»

17 февраля в Вятском художественном музее состоялась презентация иконы XVI века «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни, с житием в 20 клеймах». Она находилась на реставрации во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря с 1967 года. Наталья Борисовна Фоломешкина, реставрировавшая икону последние 10 лет, рассказала о драматичной судьбе реликвии, которую с этого дня может увидеть каждый посетитель музея в зале древнерусского и церковного искусства XV – начала XX века.

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни, с житием в 20 клеймах – это икона XVI века. Более 300 лет она находилась в иконостасе Успенского собора Свято-Успенского Трифонова монастыря. По преданию, первый его настоятель обители Трифон Вятский привез ее в Вятку из Москвы. Не исключено, что икона «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни в житии» была подарена монастырю царем. При изучении истории бытования иконы было выявлено ее упоминание в монастырских документах, начиная с 1601 года.
Иконография изображает Крестителя с ангельскими крыльями, в одеяниях аскета-пустынника и со свитком в руках и связана с евангельскими представлениями об Иоанне как пророке Христа.
Икона попала в собрание Вятского художественного в музее в середине прошлого века. В 1960-х годах в ходе экспедиций во главе с Савелием Ямщиковым были выявлены ценные памятники древнерусского искусства. С.В. Ямщиковым и местными исследователями была составлена опись, куда были каталогизированы древние иконы, включая памятники Успенского собора, где на тот момент находился архив. При выявлении образа Иоанна Предтечи с крыльями с 20-ю клеймами жития высокопрофессионального уровня исполнения, он был незамедлительно передан в музей, законсервирован и отправлен на реставрацию в Москву.
Наталья Борисовна Фоломешкина, художник-реставратор ВХНРЦ им. Грабаря: «Эта икона очень трудно реставрировалась. Ей пришлось пройти через несколько поколений реставраторов. Абсолютно темная в плесени с отставшей внизу от деревянной основы живописью – такой она попала в руки первых специалистов. Была нанесена заклейка, отделена живописная часть, зачищена, а затем все было приклеено обратно. Когда икона попала ко мне, в течение нескольких лет я выполняла раскрытие, так стала видна удивительная живопись того времени. В 2010 году икона попала в пожар и сильно пострадала, некоторые участки были утрачены. За следующие 5 лет пришлось разработать несколько совершенно новых методик консервации и реставрации. Постепенно реликвия приводилась в экспозиционный вид, но параллельно с этим проводилась послереставрационное исследование – изучен авторский рисунок, находившийся под слоем краски, проведено огромное количество физико-химических исследований каждого слоя».
Анна Владимировна Шакина, директор Вятского художественного музея: «Икона поступила к нам еще в прошлом году. Но из-за того, что она долгое время была в одном климате, мы не решились сразу же вводить ее в постоянную экспозицию. Нужно было посмотреть, как икона поведет себя в других климатических условиях. И, наконец, с сегодняшнего дня мы покажем эту уникальную реликвию всем, кто придет к нам в музей. Она введена в зал постоянной экспозиции, посвященный древнерусскому искусству.
Евгения Геннадьевна Сазанова, главный хранитель Вятского художественного музея: «В течение нескольких лет нам придется очень внимательно следить за этим памятником. Тем не менее ее нужно показывать, ведь эта задача музея – выявлять, собирать, сохранять, реставрировать, экспонировать и изучать музейные реликвии».
Специально к этому событию экспозиция зала древнерусского искусства была обновлена, поэтому в музее посетителя ждет не одна икона, а целая выставка, из которой можно узнать удивительную историю этой уникальной реликвии.